Что такое шансон

Что такое шансонПопробуем объединить все сведения, что есть в интернете о шансоне. Ведь хочется же определить для себя, что такое шансон.

Большая советская энциклопедия гласит, о том, что Шансон (франц. chanson — песня), это не что иное, как полифонические песни 15—16 вв, причем разрабатывались франко-фламандскими композиторами нидерландской школы. В начале 17 века их, увы, вытеснили песенно-романсные жанры. И во второй версии они называются Французскими эстрадными песнями конца 19—20 вв.

Если брать проще, это идет развитие музыки в более лирическом направлении. Заметьте, идет развитие уже сформированного направления, а не рождение нового направления.

Согласно Википедии Шансон — жанр вокальной музыки. Это и светская многоголосная песня на французском языке эпохи позднего Средневековья и Возрождения и французская эстрадная песня в стилистике кабаре.

Заметьте, что ранний шансон развивали композиторы. Одно время он был в основном трёхголосным. В XVI веке образовалась «парижская школа» шансона. В XV—XVI веках шансон писали многие известные композиторы.

Из чего следует, что настоящий шансон, не тот который сформировался в нашем понимании, создавали музыкально подкованные люди.

Певцы французских кабаре подхватили эту музыкальную эстафету в конце XIX века —первой половине XX века. А уже из кабаре измененный шансон (жанр кабаре) шагнул во французскую эстраду XX века. В то же время во французской песне существовало еще одно направление, называемое «реалистической песней», я бы сказала, что это женской шансон.

В 50-х годах оформились два главных направления оригинальной франкоязычной песни, существующие до настоящего времени.

Первое из них — жанр классического шансона, где все внимание заключено в тексте песни, и автор обычно сам исполняет её.

Представители «нового шансона» (последнее десятилетие ХХ века) — это французская молодёжь. Именно они его видоизменили, привнесли в него легкость и включили элементы рока, латиноамериканские ритмы и этнику, электронную музыку, но не забыли и о текстах песен.

Другое направление французской песни второй половины XX века — эстрадная песня, которую исполняют chanteur (певцы). Представители этого направления тоже нередко являются исполнителями песен собственного сочинения, но в силу облегченности поэтического содержания они не являются шансонье в полном смысле этого слова.

Граница между шансоном и эстрадной песней достаточно условна, и далеко не всякого франкоязычного певца можно однозначно отнести к тому или другому направлению. За пределами франкоязычных стран часто всех исполнителей, поющих на французском языке, называют шансонье.

От зарубежных широт перейдем к нашим.
По версии журнала Школа жизни, такое направление как «русский шансон» было сформировано под влиянием французской песни. Начало всему дал романс в конце 18 и начале 19 века. В конце 19-го и начале 20-го века песенки фривольного содержания — шансонетки. Здесь они постепенно скорреспондировались с русскими народными песнями городских окраин, «жестоким» романсом, особенно в цыганском исполнении, песенками одесских, питерских и иных куплетистов, ресторанной музыкой.

Получается что русский шансон это гремучая смесь из многонациональных культурных традиций в музыкальной сфере.

С 30-х годов развитию русского шансона активно способствовали эмигранты. Подпольность всего этого направления придавала ему особую значимость и вызывало глубокий интерес. По-прежнему остается значим в песне текст, его смысловая нагрузка. Это жизненные песни, которые надо пережить, прочувствовать.

Как же так получилось, что многие до сих пор полагают, что шансон — это всего лишь блатная песня? Видимо это сформировалось в сознании самим обществом, которое заполонили в свое время песни оттуда. На мой взгляд, песни с неволи добавили свой колорит к такому интересному и очень объемному понятию, как шансон, но не сформировали его и более того, не являются его ответвлением или отдельным направлением. Шансон многолик и в то же время узнаваем.

Видимо поняв его историю, можно сделать вывод, что шансон — это смесь разных музыкальных стилей и направлений, но в то же время, это песня одного рассказа, одной истории, с глубоким смыслом и своим характером. Иначе: слияние стилей и музыкальных компонентов, при которых основа остается неизменной, это смысловая константа.

О новом шансоне замолвите слово! 

Сейчас мы живем в новое время и видоизменяется шансон, мы свидетели рождения нового шансона, глубоко лирического, проникающего в самые сокровенные уголки нашего сознания. Наверное стоит задуматься о новом определении шансона.

Обратите внимание, что в эфире нашего интернет радио Весень звучат различные стили и направления, а также уже есть первые ростки нового шансона. Очень интересное и перспективное направление.

Теперь это не только текст, но и свежие музыкальные идеи. Новые шансонье не боятся продолжать экспериментировать и соединять стили. Так и должно быть.

Шансон вытесняет или лучше сказать поглощает, многие направления в современной музыке. Видимо придёт время, когда и попсу он реорганизует и возможно даже убьёт, ввиду своей всеобъемлющей и разрастающейся направленности. Продюсерам следует присмотреться к нему повнимательнее.

Источники:
Большая советская энциклопедия
Википедия
Школа жизни

Автор статьи: Грабарник Е. В.